You are here:

В день рождения режиссера Павла Подервянского 25 марта сыграют последнюю его постановку – драму  "Шаги командора" по пьесе В. Коростылева в Театре Драматических Импровизаций. Павлу Павловичу исполнилось бы 87 лет, до которых он не дожил всего две недели. Он ушел из жизни 8 марта 2018 года.

Спектакль «Шаги командора» по пьесе В. Коростылева повествует о последних днях жизни Александра Сергеевича Пушкина. Режиссер спектакля Павел Подервянский поставил этот спектакль незадолго до своей смерти – это предпоследняя его постановка в сезоне 2017/2018 (последней постановкой стала пьеса «Ромашка без лепестков» Инны Гофф).

Павел Павлович Подервянский (25 марта 1931, Ленинград — 8 марта 2018, Санкт-Петербург)

Павел Подервянский – основатель и руководитель Театра Драматических Импровизаций, его главный режиссер, режиссер-постановщик высшей категории, педагог дополнительного образования высшей категории, актер, член Союза Театральных Деятелей, поэт, композитор.

Павел Подервянский прошел длинный путь, объехал десятки театров по всей стране,  за 62 года поставил более 250 спектаклей, воспитал сотни учеников. Его сравнивали с Мейерхольдом, советовали  работать на Западе... Но он вернулся в родной Петербург, чтобы создать нечто совершенно новое – Театр Драматических Импровизаций.

Интерес к театру

Интерес к театру проснулся еще в начальной  школе.  В военные годы в эвакуации на Урале в Сатке Павлуша попал в театральный кружок, где увлекся актёрством. Тогда же впервые прочел Станиславского  «Моя жизнь в искусстве» и «Из прошлого» Немировича. Эти книги произвели на такое впечатление, что, вернувшись в 1944-м в Ленинград, Павел сам организовал в своей школе драмкружок и ставил с одноклассниками спектакли.

Первую профессию Павел получил все-таки нетеатральную – он окончил  исторический факультет Ленинградского Государственного Университета. На этом настояла мама. Но даже во время студенчества театр не отпускал Павла Павловича. Параллельно он стал заниматься в Драматической студии ДК им. I Пятилетки под руководством народного артиста России Федора Михайловича Никитина. Обучение там было по-настоящему профессиональным, посчастливилось даже посещать занятия по сценическому фехтованию знаменитого И.Э. Коха. Там, в кинодраматической студии, в 1954 году 23-летний Павел начал постановку своего первого спектакля, который вышел в апреле 1955-го. Спектакль назывался «Наш телевизор», сочинил его полностью Павел Павлович сам и сам же сыграл в нем восемь ролей. Это было сатирическое произведение на жизнь тех лет.

Профессия

Диплом режиссера с отличием Павел Подервянский получил только в 1969 году в ГИТИСе им. А.В. Луначарского. А до этого работал в театрах без диплома, но с успехом. Первый спектакль с символичным названием «Опасная профессия» по пьесе В. Соловьева  Павел Павлович поставил в Драматическом театре г. Комсомольска-на-Амуре в 1958 году. А дальше были спектакли для детей и взрослых, аншлаги, гастроли...

«Знакомство» с Демидовым

Николай Васильевич Демидов был гением режиссуры и педагогики, он начинал как помощник и ученик К.С. Станиславского, преподавал «систему» и помогал Станиславскому писать книгу «Работа актера над собой». После Демидов создал альтернативную методику воспитания актера.

Книга Николая Демидова «Искусство жить на сцене» попалась Павлу Подервянскому однажды случайно на уличном развале. Эта «встреча» оказалась судьбоносной.

Прочитав Демидова, Павел Павлович загорелся его идеями и задумал непременно воплотить их в жизнь. Но в тех театрах, где он работал, новаторство не приветствовалось.

Театр Драматических Импровизаций

«Актер непременно должен быть импровизатором.

Это и есть талант. В театральных школах бог знает

что делается. Главная ошибка школ та, что они берутся

обучать, между тем, как надо воспитывать»

Е.Вахтангов

В 1978 году Павлу Подервянскому предложили взять режиссерский курс  на театральной кафедре ВПШК (Высшей профсоюзной школы культуры, ныне –  Гуманитарном Университете Профсоюзов). Там он решился на эксперимент, ставший поворотной точкой его творческого пути. На первом курсе он понял, что преподает «от мертвого осла уши», «прошлый век», и вспомнил о замечательном педагоге Николае Васильевиче Демидове. Павел Павлович  решился опробовать методику Демидова вместе со своими студентами, а затем сам развивал демидовские идеи, придумывал упражнения и этюды. Павел Подервянский создал театральную студию, в которой его студенты могли бы практиковаться и ставить спектакли, но по Демидову.

Так, выпускники режиссерского курса составили костяк труппы будущего Театра  Драматических Импровизаций. Сначала театр существовал как театр-студия. В 1982 году вышел первый спектакль «Пора любви» по пьесе В. Катаева. Сейчас Театр  Драматических Импровизаций – это молодой профессиональный организм (28 лет)  с богатым репертуаром и интересной труппой актеров-импровизаторов. Труппу также составляют  выпускники актерского и еще одного режиссерского курса Павла Подервянского. Все они воспитаны по методике Н. В. Демидова. Кроме того, в труппе выпускники Школы-Студии при театре, которая существует уже 36 лет.

Благодаря альтернативной  методике спектакли стали не исполнением отрепетированного, а подлинным жизненным проживанием заданных драматургом ситуаций «здесь и сейчас в первый раз». Павел Павлович называл свой театр «театром проживания», «театром людей, для людей и про людей». Актеры Театра  Драматических Импровизаций не скованы обязательными мизансценами, не исполняют режиссерскую «концепцию» и «партитуру действий», а каждый раз выстраивают цепочки взаимоотношений спонтанно и непредсказуемо. Поэтому можно сказать, что один и тот же спектакль никогда не повторяется дважды. «То, что вы увидите сегодня, никогда не происходило раньше и не повторится потом», – говорил руководитель театра Павел Подервянский.

Сами идеи театра импровизаций изложены П. Подервянским в его статьях и книгах («Драматические игры», «Шестой сундук», «Беседы режиссера»).

«…импровизация должна стать сегодня

ведущим принципом театрального творчества»

Г. Товстоногов

Павел Павлович о себе

«Я — очень счастливый человек, и совершенно уверен в том, что меня ведет высшая сила. Я всю жизнь это ощущаю. Вся моя жизнь проникнута фатумом, предопределенностью. Я вижу, слышу и чувствую космическую силу, которая мной руководит, направляет меня в нужную сторону, дает мне силы, память, помогает реализовывать мои идеи и отсекает меня от всего неверного, того, чем мне заниматься не нужно или вредно. Я несколько раз в жизни серьезно болел, и понял, что меня просто спасали. Уверен, что высшие силы спасают меня для того, чтобы я продолжал заниматься своим делом. Это своего рода миссия».


Павел Подервянский был талантливым человеком. Он не побоялся свернуть в сторону от общепринятой театральной системы и найти свой путь. Он был ярким актером, гениальным режиссером, терпеливым, понимающим и любящим педагогом. Он был и композитором, сочинял музыку для своих спектаклей, писал стихи.


Натянута как праздничная лента

Спектаклей и концертов череда,

И перед тем как зазвучат аплодисменты

Признайся, мы волнуемся всегда.

Аплодисменты опять звучат,

Аплодисменты – мой рай и ад,

Аплодисменты – мой первый бал,

Аплодисменты, я так вас ждал.

Погаснут лампы праздничного света

И музыканты сонные уйдут,

И кажется что вновь звучат аплодисменты

А это нам пощёчины дают.

Аплодисменты опять звучат,

Аплодисменты – мой рай и ад,

Аплодисменты – мой первый бал,

Аплодисменты, я так вас ждал.

П. П.

Образование

1950 - 1955 г. -  Ленинградский Государственный Университет, исторический факультет

1968 - 1969 г.  – ГИТИС им. А.Н.Луначарского, высшие режиссерские курсы Министерства Культуры РСФСР.


Актерские работы Павла Подервянского

Артур Кленнэм, «Крошка Дорит» Ч. Диккенса

Налево, «20 лет спустя» М. Светлова

Валерий Сестрорецкий «Третья патетическая» Н. Погодина

Мика Ставинский, «Барабанщица» А. Салынского

Граф Парис, «Ромео и Джульетта» В. Шекспира

Церемонимейстер, «Золушка» Е. Шварца

Гарри, «Путь вашей жизни» У. Сарояна

Король, «Кот в сапогах» С. Прокофьевой и др.


Режиссерские работы Павла Подервянского

1958 г. – Драматический театр г. Комсомольска-на-Амуре, актер, режиссер.

-        «Опасная профессия» В. Соловьева

-                               «Золушка» Е. Шварца

-        «Приключения Буратино» А.Н. Толстого

-        «Королевство кривых зеркал» В. Губарева

-        «О чем рассказали волшебники» В. Коростылева


1960 г. – Академический Малый драматический театр г. Санкт-Петербурга, режиссер.

-        «Горя бояться – счастья не видать» С. Маршака


1961 г. – Санкт-Петербургский Государственный академический театр им. Ленсовета, режиссер.

-        «Каса Маре» И. Друце


1961 – 1962 г. – Кемеровский областной театр драмы им. А.В. Луначарского, режиссер.

-        «Божественная комедия» И. Штока

-        «О чем рассказали волшебники» В. Коростылева


1962 – 1964 г. – Новокузнецкий драматический театр, режиссер.

-        «Король Лир» У. Шекспира

-        «С любовью не шутят» П. Кальдерона

-        «Четвертый» К. Симонова и др.


1964 – 1966 г. – Алтайский краевой театр драмы им. В.М. Шукшина г. Барнаула, режиссер.

-        «В день свадьбы» В.Розова

-        «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина

-        «Чертова мельница» И. Штока и др.


1966 – 1967 г. – Курганский областной драматический театр, режиссер.

-        «Обуховке нужны чудаки» А. Бархоленко


1967 – 1968 г. – Челябинский ТЮЗ, режиссер.

-        «Доходное место» А.Н. Островского

-        «Король Матиуш Первый» Я. Корчака

-        «Р.В.С.» А. Гайдара


1969 – 1971 г. – Республиканский Русский драматический театр им. М. Горького ДАССР г. Махачкала, главный режиссер.

-        «На всякого мудреца» А.Н. Островского

-        «Баня» В. В. Маяковского

-        «Глубокая разведка» А. Крона

-        «Премия» А. Гельмана


1971 – 1976 г. – Красноярский краевой драматический театр им. А.С. Пушкина, режиссер.

-        «Лес» А.Н. Островского

-        «Школа злословия» Р. Шеридана

-        «Цилиндр» Э. де Филиппо

-        «Валентин и Валентина» М.Рощина


1976 – 1978 г. – Республиканский Русский драматический театр г. Орджоникидзе, режиссер.

-        «Кот в сапогах» по сказке С. Прокофьевой

-        «Мои надежды» М. Шатрова

-        «Пора любви» В. Катаева и др.


С 1982 – руководитель Студии Театра Драматических Импровизаций г. Санкт-Петербурга.

С 1989 г. художественный руководитель Театра Драматических Импровизаций г. Санкт-Петербурга.

В Театре Драматических Импровизаций Павел Подервянский поставил более 200 названий.


Театр Драматических Импровизаций  ждет зрителей на пр. Стачек, 72.

 
23 Марта 2024
Спектакли 23, 24 марта
Уважаемые зрители! В знак солидарности спектакли 23 и 24 марта в театре не состоятся. Купленные билеты возможно вернуть по месту их
17 Октября 2023
Открываем фестиваль Достоевского в Великом Новгороде 3 ноября!
Наш спектакль откроет XXVII Международный театральный фестиваль Достоевского в Великом Новгороде!Фестиваль Достоевского — один из
17 Сентября 2023
18 сентября пресс-конференция к открытию сезона
8 сентября спектаклем Пять вечеров мы открыли 35-й сезон! В понедельник 18 сентября в 15:00 в пресс-центре "Интерфакса" проведем
18 Июля 2023
 «Гришкины книжки» в Токсово 22 июля
В субботу 22 июля в 13:00 играем в Токсово для юных зрителей! Покажем Гришкины книжки. Если отдыхаете рядом, заходите на спектакль-праздник с