You are here:

К ЮБИЛЕЮ РЕЖИССЕРА ПАВЛА ПОДЕРВЯНСКОГО


"... в смысле духовном все мы живем  тем,
что другие дали нам в решительные часы жизни".

Альберт Швейцер

Выдающийся театральный деятель, режиссер, педагог, философ, основатель и бес-сменный художественный руководитель Театра Драматических Импровизаций в Санкт-Петербурге Павел Подервянский в этом году отмечает свой юбилей. Павлу Павловичу – 75, но по внешнему виду его, силе духа, неиссякающей энергии этого совсем не скажешь. В чем же секрет молодости режиссера?
П. Подервянский начал профессиональную режиссерскую деятельность после окончания исторического факультета ЛГУ в 1955 г. С этого времени он поставил около 200 спектаклей в театрах Ленинграда – Санкт-Петербурга (Малый Драматический Театр, Театр им. Ленсовета), Кемерово, Новокузнецка, Барнаула, Красноярска, Челябинска, Орджоникидзе и других городов, работал главным режиссером Русского Драматического Театра ДАССР. Параллельно он преподавал в театральных студиях и училищах, различ-ных университетах и институтах, школах красноречия и общения. В 1969 г. окончил ГИ-ТИС им. А.Н. Луначарского, высшие режиссерские курсы Министерства Культуры РСФСР.  С 1978 по 1983 вел режиссерский курс на театральной кафедре Высшей Проф-союзной школы культуры (ВПШК), где начал разработку методики воспитания актера-импровизатора. Методика проверялась и развивалась в студиях Театра Драматических Импровизаций и в его практике, за 25 лет по ней воспитано несколько поколений актеров. Так Театр Драматических Импровизаций стал продолжателем идей и открытий замечательного театрального педагога Николая Васильевича Демидова.
Большую часть своей театральной карьеры П.П. Подервянский отдал Театру Дра-матических Импровизаций в Санкт-Петербурге. Этому «художественному организму» уже больше 20 лет. Сначала он существовал как студия, сегодня – как театр, при котором действуют Школа-Студия и Студия Театрального Сочинительства. Репертуар театра об-ширен и разнообразен: русская и зарубежная классика сочетается с современными пьеса-ми и экспериментальными работами литературного, пластического и музыкального плана. Пошлость, банальность, похабщина, так называемая «клубничка» – этого вы не найдете в Театре Драматических Импровизаций. Здесь не играют, не изображают кого-то, не “обманывают”, а вживаются в образы своих героев, становятся ими. Театр обращается к социальным проблемам действительности: несправедливости, бедности, семейным конфликтам; к вопросам несчастной любви, непониманию людей разных поколений. Почему ты умный, но бедный? Все ли средства хороши для достижения цели? Актеры театра пытаются решить «вечные» вопросы бытия без пафоса, а по-настоящему, как в жизни. По словам П. Подервянского, актёры-импровизаторы не скованы обязательными мизансценами, не исполняют режиссёрскую «концепцию» и «партитуру действий», а каждый раз, «здесь и сейчас» выстраивают цепочки взаимоотношений спонтанно и непредсказуемо, как в реальной жизни. Павел Павлович создал театр не «представления», не «удивления», а театр «проживания». Сам режиссер говорит о Театре Драматических Импровизаций так: «Мы не хуже и не лучше, мы – другие».
Долгое время у театра не было своего постоянного крова, приходилось кочевать с периферии на периферию, с одной окраины нашего города на другую. Сегодня театр играет на сцене ОКЦ «На Пушкинской» по адресу Пушкинская ул., д.9.
25 марта Театр Драматических Импровизаций чествует режиссера. «Пал Палычу» (так его называют в театре) за свой полувековой стаж работы удалось добиться очень многого для развития театрального искусства. Кроме того, всю жизнь он занимается вос-питанием будущего поколения. Павел Подервянский разработал курс «Театральные игры для всех», успешно апробированный в ряде школ Санкт-Петербурга. Он также является автором множества статей и книг (П. Подервянский «Драматические игры» ч. I и II, СПб, 1996 и П. Подервянский «Шестой сундук», СПб, 1998).  Высокая личностная культура  в сочетании с профессионализмом и точным ощущением проблем времени – вот что отли-чает П. Подервянского. Остается пожелать долгих лет жизни и дальнейших успехов в профессиональной деятельности. Ура, одним словом!
Марина СЕРЕГИНА
PRO Сцениум №1 (6) апрель 2006 г.